Танцы на пылающих граблях

ZAB.RU / Общество, 10:14, 3 марта / 3
Танцы на пылающих граблях

Начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Забайкальского края Александр Трухин рассказал корреспонденту «Экстры» о результатах проверок готовности края к пожароопасному сезону. Если вкратце – все причастные ведомства продолжают наступать на знакомые грабли.

Александр Трухин

 - Здравствуйте, Александр Сергеевич. Скажите, как в целом вы оцениваете уровень готовности края к пожароопасному сезону?

 - К сожалению, должен констатировать, что на сегодняшний день, по нашим данным, край к пожарам фактически не готов.

 - В чём это проявляется в первую очередь?

 - В многочисленных нарушениях, которые допускают каждый год лесопожарные учреждения при подготовке к сезону. Из года в год, в частности, отмечается несвоевременность проводимых ими мероприятий по ремонту техники для тушения пожаров, обучению и вакцинации лиц, задействованных в пожаротушении, и прочим жизненно необходимым моментам.

Так, например, КГСАУ «Забайкаллесхоз» и КГУ «Читинская авиабаза» до настоящего времени не укомплектованы в полном объёме одеждой и инвентарём, запчастями, не создан запас ГСМ, не проведены медосмотр и вакцинация временных работников. В том же «Забайкаллесхозе» из предусмотренных штатным расписанием 1 769 работников наличествует около половины – 908 человек. Из них временно задействованных в тушении пожаров предусмотрено 566 единиц, по факту же – 0! То есть, на пороге сезона люди не наняты, не обучены, не запланировано их обеспечение. Так что, кто вообще будет тушить пожары – большой вопрос.

 - В прошлые годы много говорили об износе спецтехники – как дело обстоит сейчас?

 - Ровно так же. У автомобильной техники, находящейся на балансе «Забайкаллесхоза», износ составляет 80-100 %, срок её эксплуатации от 12 до 33 лет. У 80% техники ГУ «Забайкалпожспас» выработан нормативный срок эксплуатации, 40 % пожарно-технического вооружения требуют обновления. При проверках периодически выявляются совершенно дикие факты, когда автомобиль числится на балансе, пригодным для работы, а по факту он оказывается, к примеру, давно стоит без аккумулятора, абсолютно нерабочий.

 - Ясно, техника не готова, людей нет. А плановые профилактические мероприятия?

 - И здесь тоже, к сожалению, порадоваться нечему. Нарушений очень много по краю, на местах. «Отличаются» и органы местного самоуправления, и подразделения «Забайкаллесхоза», и администрации особо охраняемых природных территорий. Множество – как и раньше – нарушений у лесопользователей, владельцев пунктов заготовки древесины. Просто не проводится требуемая по закону профилактика пожаров. Те же минерализованные полосы, к примеру. Есть государственное задание – перечень мероприятий по противопожарной безопасности для профильных ведомств. У нас в крае до сих пор не выполнено ещё прошлогоднее, а к мероприятиям этого года, можно сказать, ещё и не приступали даже. Так, в 2019 году Минприроды края не обеспечило контроль за исполнением КГСАУ «Забайкаллесхоз» государственного задания. Такие мероприятия, как прокладка просек противопожарных разрывов, рубки в целях ухода за лесами, отвод лесосек – выполнены едва-едва наполовину. 

Отдельно стоит отметить тот момент, что значительное число возгораний в крае происходит в результате поджогов гражданами мусора, сухой травы, лесных угодий. Причём часть из них – в пятикилометровой зоне от населённых пунктов. Однако виновные в поджогах лица в большинстве случаев не устанавливаются, не привлекаются к ответственности, ущерб от пожаров не возмещается. Эта ситуация обусловлена отсутствием в должной мере патрулирования территорий – как наземной, так и авиацией, недостаточностью квалифицированных кадров и необходимого оборудования. 

 - В этой ситуации сам собой напрашивается вопрос о финансировании.

 - Да, есть такая проблема. В частности, по заявке Минприроды края, до этого ведомства на осуществление полномочий в лесной сфере доведено более 1 миллиарда 600 тысяч рублей. Однако профинансировано на конец февраля всего около 200 миллионов, причём средства на подготовку к пожароопасному сезону поступили на счета учреждений лишь на зарплату действующих сотрудников.

Не покрываются и существующие потребности профильных организаций. Так, Департаменту по гражданской обороне и пожарной безопасности края для закупки и замены запасов для ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций доведено лимитов на сумму 40 миллионов рублей, при потребности в 61 миллион. Подведомственному этому Департаменту  ГУ «Забайкалпожспас», при необходимости в финансировании на выполнение госзадания по тушению пожаров, в размере 829,5 миллионов рублей, выделено всего 620,8 миллионов.

В том же КГУ «Читинская авиабаза», которое обеспечивает авиапатрулирование, о котором мы уже говорили, лимиты доведены в размере 280 миллионов рублей – это обеспечит кратность патрулирования с коэффициентом 1,26. Между тем, необходимо – по решению суда ещё от 2012 года – обеспечить кратность не менее 1,37, но выделенных Минприроды денег для этого не хватит. 

- Значит, всё дело в нехватке средств?

 - Нет, так сказать нельзя. Безусловно, это значимый фактор, однако причины провала подготовки к пожарам есть как объективные, так и субъективные. Конечно, есть моменты, связанные с несвоевременным, или недостаточным финансированием. Но в ряде случаев дело всё-таки в качестве управления. Далеко не все выявленные нарушения связаны с нехваткой средств. Большую роль играет всё же человеческий фактор. Да, на исполнение переданных полномочий субвенции перечисляются из федерального бюджета и денег, порой, недостаточно. С другой стороны, объём этих субвенций ежегодно возрастает и весьма существенно. Кроме того, уповать только на федеральные деньги всё же не стоит. На ликвидацию чрезвычайных ситуаций средства должны быть заложены и в краевом, и в местных бюджетах. И они там, как правило, есть. Вопрос только в качественном и своевременном освоении. Здесь часто не справляются  органы местного самоуправления. Демонстрируют нерасторопность, а кое-где и откровенную халатность, откладывают решение важных вопросов «на завтра», надеются на авось. А потом, увы, становится поздно.

Обучение глав муниципальных районов Забайкальского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций

Если же говорить о краевой исполнительной власти – то вот пример: до сих пор (на конец февраля) не утверждён перечень населённых пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров на 2020 год. А значит, ни прокуратура, ни МЧС не может проверить должным образом готовность этих населённых пунктов к пожарам. Вопрос чисто бюрократический – сделать это своевременно, чтобы не было задержек в проверке.

 - Скажите, а какую-то ответственность эти должностные лица за вот эту «несвоевременность» несут?

 - Ответственность может быть административной, либо уголовной. Что касается защиты населённых пунктов – да, районные прокуроры возбудили в ряде случаев дела об административных правонарушениях в отношении глав муниципальных образований. Но в отношении должностных лиц краевой исполнительной власти речь об административной ответственности вести не приходится, мы вынуждены только вносить им представления об устранении нарушений, или обжаловать их бездействие в судебном порядке. Вот сейчас на контроле около 30 судебных решений как раз о бездействии органов госвласти и специализированных учреждений. 

 - А есть ли факты нецелевого использования средств, предназначенных для тушения пожаров, «разбазаривания» их, коррупции?

В прошлом году такие факты прокуратурой выявлялись, и неоднократно. В этом пока говорить об этом рано, поскольку выделенные средства только-только начали осваивать.

 - Ещё один вопрос – о лесных пожарах в отдалённых районах. Будут ли их тушить в этом году?

 - Да, вопрос для нашего края очень актуальный, в 2019 году в зоне комомониторинга – то есть как раз в отдалённых и труднодоступных районах – зафиксировано 449 возгораний (48% от всех), при этом площадь горения составила около 400 тысяч гектаров – а это уже почти 70% всей площади. То есть, горит в основном там, и ущерб окружающей среде наносится невероятный. При этом, в большинстве случаев по этим возгораниям принималось решение о приостановке тушения. Сейчас руководством государства поставлена задача ситуацию изменить. Однако пока что есть желание этим заняться только на бумаге, да и то слабое. Так что этот вопрос у нас в крае по факту не решается.

  - А какие районы в крае самые «провальные» в плане противопожарной подготовки?   

- Все. Абсолютно все лесные районы. Как ни печально это констатировать, но что есть, то есть. Неготовность и нарушения отмечаются повсеместно. В общем, за примером далеко ходить не надо. Практически первый же лесной пожар в этом году, зафиксированный вблизи посёлка Атамановка 24 февраля, был потушен в течение суток. Но вопреки требованиям закона, наблюдение за ликвидированным пожаром не проводилось, патрулирование не осуществлялось. И вот итог – 25 февраля пожар вспыхнул заново.

Мы сейчас надеемся, что профильные ведомства отреагируют должным образом на итоги наших проверок и в кратчайшие сроки исправят хотя бы часть нарушений, иначе ситуация с пожароопасным сезоном в крае вновь станет критической.

Беседовала Алеся МАЛИНИНА, фото ZAB.RU 

КОММЕНТАРИЕВ: 3
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1195564
    И зачем создан для этого специальный генерал? Не было его был бардак, пришел он ничего не изменилось, ни один вопрос как не двигался так и не двигается, ни мусор ни лес ничего.
    Ответить
    3
    0
  • 1195356
    0 людей на тушение, 100 % изношенность техники. Занавес.
    Ответить
    2
    0
  • 1195323
    А стиль работы внизу старый. Так то уже почти полтора года прошло
    Ответить
    1
    0