ban

«Вон из класса», или терпение лопнуло

Алеся Малинина / Общество, 22:51, 1 октября /
«Вон из класса», или терпение лопнуло
Автор не известен. Источник фото: proprazdniki.com

По статистике зарплаты учителей в России неуклонно растут. Однако на практике в некоторых регионах дело обстоит далеко не так радужно, как рисует нам эта статистика. К сожалению, Забайкальский край как раз в числе таких регионов – наши учителя о реальных прибавках могут только мечтать. На сегодняшний день ситуация достигла, по-видимому, своего пика – забайкальские учителя сотнями обращаются в Государственную Думу с призывами обратить внимание на их нищенские зарплаты, иначе они всерьёз задумаются о мерах воздействия. Пока сугубо мирных. «Экстра» разбиралась, что конкретно довело учителей «до ручки», и чем их недовольство грозит забайкальцам.

Сегодня молодой учитель, который приходит работать в школу, получает зарплату на уровне обслуживающего персонала, чья работа не требует специального образования. Для них нет никаких надбавок, а работают они наравне со всеми. Где справедливость?

Нэлла Поликарпова, заместитель председателя Забайкальской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки РФ

Поматросили и бросили


С 2019 года забайкальским педагогам, как и прочим бюджетникам во исполнение знаменитых майских указов президента в очередной раз пообещали существенное увеличение зарплат. Чем для педагогов это обернулось по факту, догадаться, в общем-то, несложно. Если вкратце – ничем. Повысили оклад на бумаге, чтобы отчитаться, но «урезали», как могли, другие выплаты, чтобы не выйти за рамки имеющегося бюджета. В итоге сумма «на руки» осталась прежней – учителя снова почувствовали себя обманутыми. Сейчас, когда грядёт принятие федерального бюджета на 2020 год, от забайкальских учителей посыпались массовые обращения к депутатам Государственной Думы с единственной просьбой – посодействовать в реальном, а не фиктивно-бумажном повышении зарплат, ведь жить так дальше просто невозможно.

Дотянуть до минималки


По идее, если следовать духу упомянутых указов, да и здравому смыслу и логике, учитель должен получать адекватную «среднюю» зарплату за «среднюю» же нагрузку, которая составляет 18 часов на одну ставку. Кому-то может показаться, что 18 часов в неделю это легко и просто, но не стоит забывать, что это только «голые» часы, проведённые в классе, за каждым из которых стоит куча подготовительной работы, так что это время нужно умножать минимум на два. Плюс целая куча дополнительных обязанностей и горы бумажной работы. Вкупе выходит даже больше стандартной «офисной» рабочей недели. Так вот, оплата за эту ставку – сущие копейки. Чтобы получать более-менее приличную сумму, к примеру, заявленные статистиками в 2018 году 31 тысячу рублей, приходится буквально рвать жилы и ночевать в школе, набирая полторы-две ставки – сопутствующая нагрузка, естественно, возрастает пропорционально. Особенно страдают от такого положения вещей молодые педагоги, у которых нет надбавки за выслугу лет, да и максимальную нагрузку «с места в карьер» им, естественно, не дают. В итоге – вдумайтесь – порой их зарплату приходится «дотягивать» до МРОТа, а максимум, который в основном на сегодняшний день может предложить  школа молодому специалисту – 15 тысяч рублей. Как итог – в школу выпускники-педагоги просто не идут. Ну, или идут и сбегают оттуда при первой же возможности. Судить их за это сложно – нагрузка и ответственность явно не окупаются. В итоге дефицит учителей в крае растёт ударными темпами – в этом году не хватает более 800 ставок. Для сравнения, в прошлом нехватка составляла около 700. Но это ещё не всё.

На край надежды нет!
Об этом недвусмысленно заявила присутствующая на совещании и.о. министра финансов Забайкалья Светлана Чикичёва. Она уточнила, что 80% бюджета Забайкальского края и без того идёт на зарплаты, а суммы «зарплатных» дотаций сокращаются. Поэтому без федеральной помощи повысить зарплаты учителям Забайкалья невозможно.

«Уравниловка» и другие обидные «фокусы системы»


Достаточно оскорбительным для забайкальских учителей выглядит тот факт, что после нашумевшего «закона о МРОТ», подтянувшего зарплаты неквалифицированного персонала, зарплата учителя и уборщицы фактически сравнялась. За техпероснал, конечно, радостно, но выглядит это всё до ужаса несправедливо – степень прилагаемых усилий и ответственности всё-таки несоизмерима. Так что получившаяся «уравниловка» стала ещё одним жирным «минусом к популярности» в профессии учителя.
Зато в другом аспекте равноправия нашим педагогам не видать. Дело в том, что учительская зарплата довольно серьёзно зависит от региональных вложений. Так что разрыв в разных уголках нашей необъятной может достигать кратных значений. Само собой не в «нашу» пользу. Согласитесь, как-то неудобненько выходит, когда за один и тот же труд в одном месте человек получает 20 тысяч, а через несколько сотен километров – уже 60. И это далеко не предельная разница. Так что ничего удивительного, что учителя частенько предпочитают «валить» туда, где за их работу будут достойно платить.
Есть и ещё один довольно обидный момент в начислении зарплат. Это так называемые «стимулирующие выплаты», которые выступают прибавкой к окладу и должны мотивировать учителей «расти над собой». Само собой, эти выплаты не гарантированы – это что-то вроде премии за хорошую работу. Но если по изначальной задумке доплачивали, например, за подготовку «олимпиадников», участие в конкурсах и прочие подобные вещи, то сейчас туда включили абсолютно рядовую работу, вроде классного руководства и проверки тетрадей. То есть, выполнять ты её всё рано будешь, никуда не денешься, а вот заплатят ли тебе за неё – бабушка надвое сказала.

Чем ответить


И это далеко не все факторы, заставляющие учителей чувствовать себя «третьим сортом», лишь самые основные претензии. Но их вполне хватает, чтобы заявить о себе на федеральном уровне, что и пытаются сейчас сделать наши педагоги. В случае же, если их проблемы снова проигнорируют, многие из них, по словам профсоюзных лидеров, готовы на специфический шаг – в массовом порядке перестать перерабатывать и перейти на одну-единственную ставку. Казалось бы – ну и пусть, их дело, однако с учётом и без того чудовищной нехватки кадров, для забайкальской системы школьного образования в перспективе это станет настоящим крахом. К слову сказать, в одной отдельно взятой школе в крае этот метод уже опробовали, когда местные власти никак не могли провести обещанную индексацию зарплат. Школа «встала колом», и чиновники пошли на попятную. В масштабах края это будет катастрофа.
Все эти моменты представители педагогического сообщества на прошлой неделе донесли до депутата Государственной Думы Николая Говорина – на площадке Общественного народного фронта собиралось специальное совещание, посвящённое проблеме низких зарплат учителей. Он, вроде бы, искренне впечатлился и пообещал инициировать обсуждение этого момента на федеральном уровне. Что ж, будем следить за развитием событий.
 

Да, обсуждение этого вопроса надо обязательно инициировать на федеральном уровне. Знаете, я тут поднял статистику, и обнаружился интересный факт. По вопросам образования проводилось множество совещаний, но ни разу темой не были низкие зарплаты учителей. Я считаю, нужно это менять, иначе если сегодня это инфекция, то если её не лечить, завтра это перерастёт в сепсис.

Николай Говорин, депутат Государственной Думы РФ

КОММЕНТАРИЕВ: 6
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1155292
    Проблема касается и вузов. Доцент получает 25 тысяч ( если нагрузка есть). А руководство за сотню. Поинтересуйтесь  какие доходы имеет директор третьесортного вуза в Чите, что он такого важного и нужного делает для края, для страны, для своих коллег за такую зарплату?
    Ответить
  • 1154074
    Интересно будет посмотреть декларации понаехавших чиновников-врио,нехаева и тд., по итогам года. Неужели ничего себе не добавили? Вот тогда и узнаем, кому в Забайкалье жить хорошо?
    Ответить
    10
    0
  • 1153987
    "искренне печальный" депутат единорос Говорин получает зарплату равную зарплате сотни учителей вместе взятых. И дальше за эту зарплату он готов "печалиться" за забайкальских педагогов
    Ответить
    25
    2
  • 1153981
    Да всех уже людей довели до ручки. Причём тут учителя. Большинство вкалывает за копейки. И многие, поверьте, не в тёплых кабинетах на стуле, а на морозе зимой.
    Ответить
    24
    4
  • 1153954
    Раздутые зарплаты чиновников и их пенсии. Центр то выделяет на всех, но перераспределение финансовых потоков разное.
    Вот и доводят до ручки образование, надеясь вовремя смыться. В каждом регионе по разному. Где то делятся, где то не очень
    Ответить
    17
    1
    • 1155113
      Сейчас! Поделюсь. Самому не хватает. За каке-то 150 т.р. вкалываю с утра до ночи в своем кабинете.
      Ответить
ban