ban

Узнаем Забайкалье где угодно

Анета Абрамченко / Общество, 13:55, 12 сентября
Узнаем Забайкалье где угодно

Помните, на уроках краеведения нам говорили, что площадь Забайкальского края 431 тысяча 892 километра. А чтобы детям было понятнее, насколько велика территория нашей малой Родины, сравнивали её даже не с другими городами – другими странами. Дескать, одно Забайкалье больше, чем вся Германия, Италия или Япония. Однако такая протяжённость имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Проблемы и потребности отдельных районов могут сильно отличаться друг от друга, поэтому «единого блага» для всех не существует. Так можно ли создать в таком большом регионе одинаково комфортные условия для проживания всех забайкальцев?  

Узнаваемый символ

 Для того, чтобы понять, в чём нуждаются конкретные люди в конкретных районах, был создан проект «Точки роста», эксперты которого объехали весь Забайкальский край и собрали разнообразные народные инициативы и предложения. Финальным этапом стал форум «Брендинг территорий как инструмент развития региона», который проводился по трём направлениям – экономика и бизнес; сельское хозяйство; туризм, религия и культура. 
Безусловно, все площадки были интересными, а идеи, которыми делились эксперты, полезными. Но самой активной и, пожалуй, самой проблемной была тема сельского хозяйства. Обсуждение проблем отрасли, путей выхода из сложившейся ситуации, и, собственно, вопрос создания бренда для забайкальского сельского хозяйства заняли без малого два часа. Даже на перерыв участники выходили с неохотой, уже за пределами зала заседаний продолжая обсуждение. Это говорит о том, что тема действительно животрепещущая, а тех, кто просто пришёл бы «пассажиром», среди присутствующих просто не было.  
Участниками форума были представители самых разных секторов сельского хозяйства, вот и проблемы у каждого хоть и расходились в деталях, но имели схожие черты. 

На селе без сельского хозяйства

Совершенно дикая, на взгляд простого обывателя, история предпринимательницы из Улётовского района, которая занимается фермерством. Молоко, которое они получают от коров, впоследствии сдаётся на молокозавод. Самостоятельно выйти на рынок под своим брендом  или заняться производством другой молочной продукции мешает целый ряд факторов. Начиная от финансовых трудностей (потому что, как выяснилось, бизнес этот не самый прибыльный), заканчивая отсутствием рабочей силы. Да, вы не ослышались, в деревне трудно найти людей, которые бы были готовы работать. Поверить в это трудно, но история о том, когда сельским хозяйством не хотят заниматься на селе, не нова. С такими историями мне, как корреспонденту, приходилось сталкиваться неоднократно. Но отсутствие работников – это полбеды. Люди почему-то считают, что человек, который занимается предпринимательством, платит налоги, даёт рабочие места, не кто иной, как самый настоящий «кулак», изводить которого надо с особой жестокостью. Так у бедных улётовских фермеров зимой потравили целое стадо коров, набросав в стайки картофельных клубней. О том, что коровам, тем более молочным, «второй хлеб» противопоказан, деревенские не знать не могли. 

Преемственность поколений 

История молодой предпринимательницы, которая занимается пчеловодством, только на первый взгляд более «радужная». Да, пчёл в этом семейном бизнесе никто не травит, однако с каждым годом цветов на полях становится всё меньше. Что не удивительно, учитывая то, с каким остервенением забайкальцы с приходом весны начинают выжигать травы. Объяснить то, что «контролируемые» палы наносят вред окружающей среде, снижая количество видов растений и животных, кажется, просто невозможно. Люди считают, что именно таким способом можно уберечься от массовых весенних пожаров. Правда, несмотря на эти палы, Забайкалье каждый год горит. В общем, логика железная. Казалось бы, для недобросовестного предпринимателя выход в такой ситуации очевиден – пчёлы приносят мало мёда, надо добавлять сахар, чтобы не «вылететь в трубу». Однако не все готовы пойти на такие нечестные манипуляции, тем более, если речь идёт не просто о семейном, а о потомственном семейном бизнесе. Люди дорожат и своей фамилией, и своей репутацией. 

Не желаете чаю?


Наиболее удачная бизнес-история – рассказ создателя и производителя чая с забайкальскими травами. По понятными причинам назвать его компанию мы не можем – ФАС не дремлет. Но те, кто в курсе производимых в Забайкалье товаров, думаю, уже поняли, о ком идёт речь. Сейчас у молодого бизнесмена проблема только одна – выход на потенциального покупателя и раскрутка. Но вот незадача ( и это проблема, кстати, характерна не только для него) крупные торговые сети брать чай не хотят. Да, говорят, продукт хороший, качественный, но у нас есть похожий, более дешёвый. Ну и что, что не натуральный? Покупатель «выберет кошельком», и выбор будет явно не в вашу пользу. Торговые сети – это вообще, как оказалось, боль большинства сельхозников. Выделить место на полке некоторые крупные участники рынка всё-таки соглашаются, но вот сделать так, чтобы на их месте потом не появилось ничего «левого», очень сложно. Присутствующие привели в пример историю забайкальского предпринимателя, который занимается рыбоводством. Одна из известных сетей в регионе выделила ему место на полке, и поначалу всё шло хорошо, и ничего не предвещало беды. А через пару месяцев в этих же полках стал появляться абсолютно «левый» товар, качеством гораздо ниже. Естественно, все претензии от покупателей посыпались на предпринимателя, дескать, наварился, теперь поставляет некондиционный товар. В итоге он разорвал договор с этой сетью. Скажем прямо, такие манипуляции могут убить только начинающий свой путь молодой бренд. А доверие покупателей восстановить будет очень сложно. 

Помощь эксперта

Помимо отдельных историй существуют проблемы, общие для большинства предпринимателей. Это высокие тарифы на электроэнергию. Как пример – Могойтуйский мясокомбинат, который имеет все возможности производить тушёнку, но в итоге работает  только как убойный цех. К теме грабительских тарифов для предпринимателей не раз и не два возвращались во время этой встречи. Проблема эта, кстати, поднималась и на российском уровне. Решить её не просто, но глава Забайкалья Александр Осипов пообещал разобраться  и даже добился поддержки Владимира Путина в этом вопросе. Но это дело не одного дня, а долгосрочной перспективы. 
Ещё один момент, который беспокоит не только предпринимателей, но и минсельхоз, это неготовность  молодых бизнесменов участвовать в льготном кредитовании и субсидировании. И дело не в том, что деньги предпринимателям не нужны, а в том, что условия для их получения крайне невыгодны, и многие отказываются рисковать. Скажем, один всем известный банк, который нацелен как раз на аграрный сектор, по словам тех же предпринимателей, не единожды менял условия уже заключённого кредита, «переобуваясь» на ходу. Естественно, что такие выходки с одним бизнесменом становятся известны сразу всем его товарищам по цеху. Эксперт по сельскохозяйственным и пищевым брендам Дмитрий Остроушко отметил, что в Липецкой области таких «выкрутасов» банк себе не позволяет, и пообещал донести проблему забайкальских аграриев напрямую руководству банка, с которым поддерживает тесные деловые отношения. 

Своя история

Казалось бы, при таком ворохе проблем говорить отдельно о создании бренда для Забайкальской сельхозпродукции рановато. Тем не менее, это не совсем верно. Многие проблемы предпринимателей так или иначе упираются в материальную сферу, а создание бренда поможет продвинуть свою продукцию на рынке. Однако в этом, на первый взгляд, нехитром деле много подводных камней. 
Так Дмитрий Остроушко начал свой рассказ с простого вопроса – а что такое бренд в принципе? Нет, это не просто этикетка, на которой указан производитель, это история, которая стоит за тем или иным продуктом. Как пример, всем известный мультибренд, под которым идёт линейка молочных продуктов. Какая ассоциация у потенциального покупателя? Что-то из детства, надёжное, деревенское. Говорить о том, что товар хорошего качества, в современном мире мало, важно преподнести его  соответствующим образом. В этом плане у забайкальских товаров огромное будущее. Скажем, возьмём историю с тем же чаем с травами. О том, насколько полезны наши местные растения, мы, забайкальцы, знаем не понаслышке. Для не местных же покупателей достаточно показать те условия, в которых растут эти травы. Это вам не центральная часть России, где город стоит почти вплотную к другому городу, здесь настоящий простор и неиспорченная экология. Или история с мёдом. Лично мне было бы важно покупать качественный товар у проверенных производителей. А что может быть надёжнее, чем семейное производство, тем более не в первом поколении. Многим производителям кажется, что это такие мелочи, на которые покупатель не обратит внимание. Неправда, обратит.

Посмотрите по сторонам

Теперь переходим к вопросу реализации. Дмитрий Остроушко считает, что нужно, по возможности, уходить от местного покупателя и продвигать свои товары за пределами региона. И вот тут должны быть не только усилия самих предпринимателей, но их работа с властью. Скажем, есть товары, которые ценятся в том же Китае, но вот доставить его туда – большая проблема. Очень кстати, что сейчас рассматривается вопрос о создании трансграничной торговой зоны в Забайкальске, где помимо прочего будет осуществляться и санитарный контроль, и проверка качества товаров. На другие же регионы России следует выходить осторожно – конкуренция там большая. Для этого Дмитрий Остроушко предложил местным предпринимателям объединиться и организовать ярмарку. Причём отойти от привычного нам всем понятия, что ярмарка = товарные ряды. В старину ярмарка была местом не только торговли, но и народного гуляния. Предложение, поступившее от эксперта, следующее – в каком-то из районов края организовать именно праздничное мероприятие вкупе с продажей и дегустацией продукции. Но праздник должен идти во главу угла, а вот реализация товара уже во вторую очередь. На этот праздник пригласить представителей бизнеса из других городов. Возможно, организовать выезд к ним. Но для всего этого нужно либо договариваться самим с власть держащими других регионов ( что непросто), либо выходить группой заинтересованных предпринимателей на представителей министерства Забайкальского края. 
Ещё одно предложение – отходить от торговых сетей. И сделать ставку на аэропорты или торговые центры, куда приезжают иностранцы. Но если потребность в реализации через сети всё-таки есть ( эксперт подчеркнул, что на этом пункте можно сильно прогореть), то делать это также сообща. А после инспектировать то, что находится на тех полках, которые выделили нашим предпринимателям сети, во избежание «рыбной» истории. Одному человеку делать это непросто, а вот общими силами вполне реально. 
Вы скажете, что всё вышеперечисленное слабо подходит для тех, кто занимается фермерством. Но и для развития их бренда тоже есть варианты. Скажем, создавать экофермы и продвигать экотуризм. Для самих забайкальцев идея не очень интересная, которая вряд ли будет пользоваться спросом. А вот для иностранных гостей это может вызвать интерес. Как это выглядит ( точнее может выглядеть): на территории хозяйства строятся несколько домиков, и гости погружаются в самый настоящий деревенский быт. Такой вид туризма пользуется большой популярностью в западной части России, почему бы не попробовать у нас. 

Народная папка

В завершении встречи каждый эксперт по всем трём площадкам рассказал, к каким решениям пришли слушатели именно на его площадке и высказали общие рекомендации по созданию Забайкальского бренда. Как говорилось выше, данный экспертный форум – это финальный этап проекта «Точка роста», в котором команда экспертов приезжала в районы края и проводила заседания и круглые столы для того, чтобы все народные инициативы и предложения собрать в отдельный документ и передать для дальнейшей работы в администрацию Забайкальского края. В конце мероприятия папка со всеми наработками была передана первому замруководителя  администрации губернатора края Алексею Казакову. 
- Забайкалье сильно не только людьми, не только полезными ископаемыми, но идеями, которые создают люди. Папка с инициативами сформирована и, думаю, все ваши идеи получат поддержку правительства края, - сказал он. 
 

Сельское хозяйство в вашем регионе я знаю достаточно хорошо, в своей секции я расскажу, какие точки роста есть в этой среде в Забайкальском крае, поверьте, их много. Хотелось бы, что состоялся не просто разговор, а чтобы люди ушли с пониманием того, как продвигать товары сельского хозяйства. Опыт других регионов показывает, что даже, начиная с нуля, можно добиться серьезного прогресса и хороших результатов, главное  –задать направление.

Эксперт по сельскохозяйственным и пищевым брендам, экс- помощник министра по развитию Дальнего Востока. 


 

КОММЕНТАРИЕВ: 0
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
CTRL + Enter
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
ban