ban

Кто более матери-истории ценен?

Анета Абрамченко / Общество, 12:50, 6 июля /
Кто более матери-истории ценен?
Автор не известен. Источник фото: scoopnest.com

В конце июня Забайкалье посетил ещё один «высокий гость». На этот раз в столицу нашего края прилетел министр науки и высшего образования Михаил Котюков, который провёл две встречи. Первая – официальная – в краевом правительстве, вторая – с научной общественностью. «Экстра» побывала на обоих мероприятиях и попыталась разобраться в том, что ждёт высшее образование в общем, и в Забайкалье в частности.

Забегая вперёд, сразу стоит сказать, что тональность этих двух встреч была совершенно разной. Нет, министр Котюков не врал и даже не лукавил, когда общался с руководством края, он просто не вдавался в подробности. Да, краевые университеты могут рассчитывать на поддержку на федеральном уровне, нужно лишь постараться, и да, правительство страны заинтересовано в оказании поддержки опорным вузам регионов. Другое дело, что  эту поддержку мы вряд ли получим – и дело тут не в том, что у нас хромает высшее образование, а в самой системе распределения финансов. Но, как говорится, обо всём по порядку. Спустимся вниз, так сказать, по «вертикали образования» и посмотрим, что получат или на что могут рассчитывать все элементы системы высшего образования.

Министерство. Деньги есть, да не про вашу честь

Источник фото: photo.sfu-kras.ru

По словам Михаила Котюкова, деньги на высшее образование  в настоящее время закладываются – и не маленькие. Вот только получат их не все вузы, а только самые эффективные. Критериев  оценки тут множество, но обратить наиболее пристальное внимание стоит на следующие:  научная деятельность вуза, процент трудоустроенных по специальности выпускников, зарплата,  с которой устраиваются бывшие студенты, как показатель качества полученного образования, и проходные баллы ЕГЭ. Буквально с этих моментов и начинаются сложности – для того, чтобы студент не уходил после выпуска в пустоту, вуз должен обеспечить ему рабочее место, куда студент будет обязан устроиться. Посыл в общем и целом понятен – экономика должна быть экономной. И если вы выбрали какую-то специальность, тем более, если за это заплатило государство, то будьте добры отработать. Особенно это касается тех отраслей, на которые имеется государственный «заказ» - учителя, айти-специалисты, врачи и те, кто готов будет заниматься исследовательской деятельностью. Другой вопрос, как именно вуз должен обеспечить это трудоустройство. В настоящий момент перед выпуском проводятся соответствующие встречи работодателей и выпускников, вот только не все готовы идти на те условия, которые предлагаются, тем более, если говорить об отъезде в сёла. Может быть, в центральной части России, где города плавно переходят один в другой, в этом проблемы нет, но для Забайкалья и других «зауральских» регионов – такое, практически насильственное решение, не подходит. А если вуз не пристроил своего выпускника – значит, потерял кусочек надежды на госфинансирование.
Вопрос с зарплатами выпускников, который также является одним из критериев, тоже отнимает у наших высших учебных учреждений заветные очки. Разницу в зарплатах по регионам  никто не учитывает. Ведь есть великая и мудрая статистика, а также майские указы президента, которые регламентируют, что получать и педагог, и врач должны определённую сумму вне зависимости от места проживания. Как дело обстоит на практике, мы  все знаем. Но министерство, ясное дело, будет в своих решениях опираться на статистические данные. И если наши выпускники будут получать меньше своих коллег – это сигнал, что подготовка в вузе была так себе.
Для достижения результатов в науке нужны финансовые вливания. И тут просто замкнутый круг какой-то: нет денег на оборудование – будут низкими научные результаты – не получите федерального финансирования и далее по кругу. Вузу нужно будет очень сильно постараться и извернуться, чтобы встать на одну ступень с привилегированными западными собратьями.

ВУЗ. Как рыба об лёд

Автор не известен. Источник фото: s0.rbk.ru


Что при такой постановке вопроса может сделать вуз? Министр Котюков предлагает следующее. Образование должно быть непрерывным, т.е. помимо выпускников школы на базе университета могут проводиться курсы повышения квалификации. Разумеется, на коммерческой основе. Идея обучения на протяжении всей жизни прекрасна, но и тут не всё так просто. Во-первых, количество студентов при этом не должно падать, как и качество их образования. А значит, нагрузка на педагогический состав будет просто колоссальной. Во-вторых, повышение квалификации – это не просто бумажка, на которой написано, что вы прошли курсы, а действительные знания и умения, причём самые передовые. И тут снова встаёт вопрос о технической оснащённости вуза, ведь для уже работающих людей, скажем, той же айти-сферы или энергетической сферы, важна именно практическая сторона.
Как ещё один шаг (подчеркнём, не самый эффективный) вуз может начать сокращение ставок преподавателей и распределение часов между другими педагогами. Ну, или просто увеличение часов работы без дополнительной оплаты. Такая практика, кстати, в некоторых учебных заведениях нашего края  уже существует.

Преподаватели. Никто не заменит учителя

Автор не известно. Источник фото: pxhere.com

Так каким же образом педагоги  при имеющейся высокой нагрузке  должны не снижать качество образования? Ответ министра Котюкова был прост – привлекайте высокие технологии, в конце концов, наука не стоит на месте. Как именно высокие технологии должны помочь справиться  педагогам,  министр не уточнил. Также он отметил, что цель высшего образования – это подготовка «штучного» товара, то есть держаться за нерадивых учеников не следует, но, опять же, мы помним, что количество выпускников влияет на место вуза в «рейтинге» распределения средств. И да, образование должно идти в ногу со временем и важно, чтобы педагог владел самой последней информацией. Скажем прямо, условия для тех, кто будет передавать знания будущему поколению, не сахарные, но других в настоящий момент министерство науки и высшего образования не предлагает.

Студенты. Образование не для всех

Автор неизвестен. Источник фото: soompi.com

Собственно тезис, которым озаглавлен этот раздел, звучал лейтмотивом всей встречи. Высшее образование – это прежде всего бизнес, резюмировал Михаил Котюков, а, значит, и подход для всех сторон процесса должен быть соответствующий. Если у абитуриента есть деньги – он может выбрать любую специальность, если нет – вы поступаете на бюджет и тогда, уже будьте добры, действовать с точки зрения государственной выгоды. При этом количество бюджетных мест не будет увеличиваться. Существует госстандарт – 800 бюджетных мест на 10 тысяч населения. При этом во время встречи министра с научной общественностью встал вопрос о том, что абитуриент, который не может поступить в местный вуз на бюджет (потому что не хватает бесплатных мест) с теми же баллами ЕГЭ спокойно проходит в университет центральной части России. Вот вам и отток кадров из Забайкалья ещё на стадии формирования. Логично было бы, и об этом педагоги говорили несколько раз, пересмотреть распределение бюджетных мест  для сохранения будущих специалистов на местах. Михаил Котюков сперва просто ответил отказом, сославшись на существующие нормативы, а после того, как вопрос был задан повторно, предложил, так сказать, «баш на баш» - увеличение квоты бюджетников взамен на подъём проходного балла по ЕГЭ. Естественно, такой обмен был встречен негативно.
В сухом остатке мы имеем следующее – да, технически наши забайкальские вузы могут получить финансирование на уровне их западных университетов. Но на практике всё превращается в замкнутый круг, из которого можно выбраться только титаническими усилиями. Мысль же о коммерционализации системы высшего образования и его подчинения всем законам рынка не вызывает никаких восторгов в принципе. Хочешь «вышку» - будь либо полезен стране, либо имей деньги. Для всех остальных предусмотрено среднее специальное образование. Хотя и тут критериев полезности никто не отменяет.  

КОММЕНТАРИЕВ: 5
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию
Вы отвечаете на комментарий №
avatar
captcha
Введите число, изображенное на рисунке
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1137034
    Сколько нужно заплатить Московскому специалисту (вчерашнему студенту) для того чтобы он приехал работать в Забайкалье по технической специальности, много их сейчас на производстве на периферии? ответ простой - заплатить нужно московскую зарплату, а приедет тупой троечник у которого из практики только работа в торговой компании, в прогоревшем проекте и конечно участие в международной научной конференции - чтобы этот человек стал нужен на производстве нужно время чтобы его обучать, но он уедет за более короткое время)))
    Ответить
    1
    0
    • 1137084
      А вообще то министр как обычно далек от реальности - для них образование бизнес, медицина бизнес и вся жизнь бизнес, но что такое бизнес и как смоделировать по сути только расходную "госбюджетную социалку" в реальную бизнес модель да еще вроде как с прибылью они не понимают. Обозвать бизнесом распределение финансов для гос вузов это бред - хиленькая попытка урвать все финансирование в центр. Реальность такова, что количество студентов сейчас определяет не бизнес, а статистика рождаемости 90-х годов, студентов везде недобор и в итоге все выливается в выдумывание критериев не для повышения качества образования, а только для наполняемости студентами центральных ВУЗов, пусть даже путем закрытия конкурентов - периферийных учреждений. Студенты Забайкалья при отсутствии бюджетных мест не "поедут спокойно" учится в Москву, и дело не ЕГЭ - просто Забайкальские родители не потянут "московского студента", а если потянут то "новый специалист" сюда не вернется и еще и родителей отсюда заберет.
      Ответить
      1
      0
      • 1137089
        Так собственно о том и написано - студенты уезжают учиться в другие регионы и не хотят возвращаться обратно. И да, вы правильно пишете, ещё и семьи свои потом туда перевозят. Но как-то помочь вузам на переферии в министерстве не хотят
        Ответить
        1
        0
        • 1137140
          Тут вообще то писалось не столько про студентов, сколько про мальчика Мишу, который возомнив себя министром приезжал обосновывать преподавателям ВУЗов абстрактные идеи о бизнесе в науке. О том как у нас не положено учиться т.к. государству это дорого потому что в центральных ВУЗах более повышенная эффективность обучения.
          Ответить
          1
          0
  • 1136691
    Забайкальский гос.университет все больше похож на ПТУ, сокращают преподавателей, сокращают кафедры и целые факультеты, а ректорат считает что - нет проблем. Как говорится no problem - no future
    Ответить
    4
    0
ban