В некотором царстве, в некотором государстве

Общество, 15:04, 14 марта
В некотором царстве, в некотором государстве
Группа в

Театр начинается с детства. Это утверждение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, высказанное на встрече с руководителями детских региональных театров, уже  надёжно закрепилось в сетях Интернета. И пусть оно не крылатое, как у Станиславского, для которого «театр начинается с вешалки», но очень актуально для наших дней. Руководитель Забайкальского государственного театра кукол «Тридевятое царство» заслуженный артист России Александр Мусиенко также был на этом  федеральном мероприятии.  Он рассказал  том, как создаётся «сказка» для детей, что остаётся за кулисами, какие перемены коснутся  «Тридевятого царства»  в 2019 году, объявленном в  России годом театра.

Миссия – нести добро

- Насколько мне известно, в следующем году ваш театр будет отмечать большой юбилей. Как давно вы существуете, и всегда ли детский театр выглядел так, как сейчас? 

- Да, наш театр кукол – самый старейший на территории Сибири и Дальнего Востока. Интересно соотношение: везде старше театры драмы, а у нас в Чите - театр кукол. Мы были созданы 11 февраля 1935 года, однако свой день рождения мы отмечаем 15 февраля, поскольку первый спектакль приходился именно на эту дату.  Я лично знаю историю нашего театра с 1975 года, когда пришёл в него молодым артистом. Отдельного своего помещения тогда у нас не было. Театр находился на улице Калинина, дом 39.Теперь это уже улица Амурская, а по старому нашему адресу располагается Краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями. Старожилы же хорошо помнят это здание как дом Актера. Тогда на всех его верхних этажах жили артисты. А на первом находился театр кукол. По правой стороне этажа располагались швейный и бутафорский цеха, бухгалтерия, кабинет директора, а по левой - большой зал, предназначенный для репетиций. Сейчас артистический состав театра называется труппа, а тогда именовались бригадами, которых у нас было две. Одна бригада уезжала на гастроли, другая приступала к репетициям нового спектакля – одновременно им было в театре работать тесно. Так жили до 1982 года. Потом нам передали здание Ингодинского дома культуры по улице Верхоленская, 2, где мы и находимся сегодня.

- Многие современные родители при воспитании детей делают упор на мультфильмы, считая кукольный театр чем-то устаревшим. Почему не нужно отказываться от этого вида искусства, и что может предложить театр современному зрителю?   

- Чем хорош театр кукол? Он в неназидательной форме даёт представление о мире, в котором мы живём. На сцене куклы - щеночки, котята, зверята, то есть те герои сказок, которых чаще всего особенно любят дети. В детском театре никогда не пропагандируется, в отличие, например, от мультипликации зло, жестокость и насилие. Добро всегда побеждает зло. У меня внук смотрит мультфильм «Том и Джерри» и, к примеру, смеётся над тем, как коту выбивают зубы, поджигают хвост…У театра кукол миссия воспитательная, прежде всего - нести добро! Театр - это симбиоз различных искусств: и музыки, и живописи, и скульптуры, и, конечно, мастерства актёра. Это другое, «живое» пространство. Если зрителю у нас понравится, то удачно сложится его судьба как театрала. Значит, взрослея, он пойдёт в театр юного зрителя, в драматический театр… Театр кукол – первая ступень приобщения к прекрасному, храм искусства для детей.

- Есть ли какие-то проекты, направленные на развитие личности ребёнка, которые вы сегодня осуществляете или планируете?

- Например, театр для самых маленьких «Бэби-театр» – новый жанр, который активно развивается в России. Мы долго подходили к этому направлению. Потому что здесь, как у хирургов, главное - не навредить. Надо обязательно учитывать психологию ребёнка. Вот трёхлетнему ребёнку можно показывать спектакли от 30 до 40 минут. Столько он может держать внимание, а дальше хоть разбейся в лепёшку. Если ещё меньше по возрасту, не более 25 минут. Для бэби - спектаклей приобрели специальный купол. Здесь нет привычной для нас сцены, нет зрительного зала. Если ребёнок захотел лечь, походить, потрогать реквизит, с которым работают артисты, то это не возбраняется. Это даже здорово! Первый спектакль, темой которого является смена времён года, называется «Круглый год».

Нам бы хотелось развивать свои проекты дальше, работать в тесной связи с социологами и специалистами Министерства образования и Министерства здравоохранения Забайкальского края. Есть даже задумка охватить женские консультации. Известно, что ребёнок, находясь в утробе матери, слышит музыку, ощущает свет и ему передаются эмоции мамочки. Маленькие добрые постановки специально для мам способствовали бы её психологическому комфорту, благоприятно воздействовали на развитие ребёнка. Есть уже подобные разработки в детских театрах других регионов, они удивительные.

О делах земных

- Не секрет, что в настоящий момент культура, в том числе и театры, финансируются не лучшим образом. Как вы решаете эту проблему, возможно, привлечением спонсоров? 

- Мы не в том регионе живём, где спонсоры сами предлагают свою помощь и поддержку. И для этого нужен соответствующий закон, по которому предприниматель, оказавший подобную помощь, освобождался бы, соответственно, от уплаты налогов на сумму  помощи, оказанной детскому театру. Но, к сожалению, это пока нереально. Кстати, приняты и действуют специальные законы, определяющие государственную политику в области образования, здравоохранения, полиции, а в сфере культуры отраслевого закона до сих пор не принято. Театры на правовом уровне приравняли к сфере услуг, говоря проще - к тому же банно-прачечному комбинату. Надеемся, в год театра примут новый закон.

- Ваш театр не  испытывает кадровый голод?

- Не каждый артист, режиссёр свяжет свою судьбу с театром кукол. Столько тут самоотдачи требуется… По нормативам наша труппа должна состоять из 20 человек, у нас - 14. Но с государственным заданием всегда справляемся. Несколько лет назад обучили курс артистов-кукловодов на базе Забайкальского краевого училища культуры, в прошлом году набрали ещё курс. Всему, что касается специфики театра кукол, мы обучаем у нас в театре - кукловождению, сценической речи, сценическому движению…

Конечно, не каждому дано быть кукольником. Кроме упорства нужен и талант, а ему не научишь. Артисту-кукольнику сложнее передавать эмоции залу. У артиста драматического театра в арсенале и пластика, и мимика, и танец, мы видим его на сцене… Артист-кукольник спрятан за ширму. У него в распоряжении неодушевлённый предмет - кукла. И он должен её оживить, наполнить своей энергетикой так, чтобы зритель, сидящий в зале, поверил, что кукла сама двигается, говорит, ощущает боль или радость. Каждая кукла требует особого подхода, сколько бы лет ты ни проработал в театре, всё по-новому. У меня была сложная кукла-марионетка Кот. У неё по три нити на каждой лапке, а ещё голова, хвост, открывающийся рот, закрывающиеся глаза, складывающиеся ушки - всего более двадцати пяти нитей. Порой и опытному кукловоду бывает сложно управлять новой куклой. Театр - всегда живой вид искусства, возникающий на ваших глазах здесь и сейчас.

Детские театры в приоритете

- О чём шла речь на Совете Федерации в Москве, к какому итогу пришли участники встречи?

- Самое главное, близок к выходу Закон о культуре. Есть надежда, что его проект появится уже в марте этого года. Как подчеркнули на встрече, детские театры сейчас в приоритете. Для нас, как периферийных театров, обсуждение наболевших проблем на самом высоком уровне   – это очень значимо. Если государство обратило на нас внимание, значит будут и дальше развиваться федеральные программы, направленные на поддержку и развитие детских театров, будет возможность улучшать материально-техническую базу для создания новых ярких постановок и достойных условий и для зрителей, и для работников детских театров. Замечательно, что нелёгкий, но благородный труд работников театра кукол наконец-то отметили и оценили на столь высоком уровне.

- Что бы Вы пожелали в год театра?

- Я бы очень хотел, чтобы не только в год театра, а всегда руководство города и края обращало свое внимание на наш маленький, но такой нужный театр, который дарит веру в чудо и ежедневно приглашает в мир волшебной Сказки, которая не кончается для маленьких забайкальцев. Мы часто слышим с высоких трибун: «Дети – наше будущее!» Так давайте вместе позаботимся об этом будущем - о детях! Детство начинается с театра! С кукольного. 

Анна Матвеева

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.