Туманные перспективы

Алеся Малинина / Экономика, 12:00, 14 января /
Туманные перспективы
Источник фото: aviastar-spb.ru

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» создаётся в рамках выполнения знаменитых майских указов президента. Направлен он, как не трудно догадаться, на развитие международной торговли и увеличение экспорта из России в другие страны. На различные меры господдержки по этому проекту будет выделено более 950 миллиардов рублей. Для Забайкалья как приграничной территории  этот проект кажется актуальным донельзя, так что давайте попристальней приглядимся к тому, как в этом направлении работают наши краевые министерства, и постараемся понять, откроет ли нацпроект перед краем новые возможности.

Быстрее, выше, сильнее?

В экономике края экспорт играет далеко не последнюю роль, и наращивать и укреплять международные торговые связи – дело для Забайкалья, безусловно, необходимое. Тем более что условия для этого есть – крупный партнёр буквально под боком. Однако на сегодняшний день в этой сфере назрело немало проблем, требующих скорейшего разрешения. Причём неприятности начинаются снизу – с локальных проблем у предприятий, и завершаются проблемой федерального значения – пробками на МАПП Забайкальск. Так что, слабые звенья в цепи забайкальского экспорта есть на всех уровнях, и укреплять её стоило бы комплексно. Теоретически национальный проект «Международная кооперация и экспорт» должен бы эти проблемы разрешить и позволить забайкальскому экспорту к 2024 году достигнуть невиданных объёмов. Каких – пока непонятно, поскольку проект пока находится в стадии доработки, поэтому никаких контрольных цифр, к которым нужно стремиться, наши краевые министерства пока не видели. Намечены только основные направления, в которых нужно разрабатывать мероприятия, и выделена общая схема того, как будет действовать господдержка.

Миллиард на МАПП

Одно из таких направлений - логистика международной торговли, которая занимается улучшением приграничной инфраструктуры. Собственно, только этот момент во всём обширном проекте на сегодняшний день проработан до конца. И здесь Забайкалью повезло. Наш многострадальный МАПП попал в число объектов, которые получат финансирование в рамках этого проекта. На реконструкцию будет выделен 1 миллиард рублей, цифры уже утверждены и разбиты по годам. Работы начнутся в 2020 году и закончатся в 2022-м. Впрочем, краевое министерство международных отношений не теряет надежды сдвинуть сроки реконструкции на 2019-2021 годы. Было бы замечательно, поскольку ситуация на пункте пропуска, как мы все знаем, просто ужасная. Это, разумеется, весьма негативно влияет на всю экономику края, так что целый год промедления здесь явно лишний.

Но есть и ложка дёгтя в этой бочке мёда. Помимо МАПП Забайкальска в реконструкции нуждаются ещё 2 пограничных автомобильных пункта пропуска в крае – Староцурухайтуйский и Олочинский. При их расширении можно было бы перенаправить на них часть китайского грузового и пассажирского потока. Это существенно улучшило бы ситуацию в Забайкальске и помогло взаимодействию между Забайкальем и Китаем в целом. К сожалению, «наверху» с этим предложением не согласились, и финансировать перестройку пунктов отказались. Шанс на то, что ситуацию удастся пересмотреть, весьма невелик. Но пока проект окончательно не утверждён, такая возможность ещё есть.

Загадки во тьме

Обещается и развитие, собственно, экспорта товаров. Здесь запланировано два блока – сельскохозяйственный и промышленный. Причём проект направлен на поддержку не всего промышленного экспорта, а конкретно несырьевого. И новость эта радует, поскольку наконец-то наше государство приходит к пониманию того, что торговать цельным продуктом гораздо выгоднее, чем бездумно гнать за рубеж ресурсы и закупать потом оттуда товар втридорога. Однако так исторически сложилось, что наш край ориентирован на экспорт именно сырья. Поэтому для того, чтобы прояснить ситуацию с предприятиями, занимающимися экспортом готовых промышленных товаров, краевому министерству экономического развития пришлось «пойти в народ». А именно, заняться поиском таких предприятий по краю, чтобы попытаться привлечь их к участию в проекте. И сразу начались проблемы – оказывается, районы и муниципалитеты ни в какую не хотят подключиться. Знать все предприятия края, являющиеся реальными или потенциальными экспортёрами, минэконом не может, а местная власть почему-то не заинтересована в том, чтобы в этом помочь. «Нет официальных данных» - вот самый распространённый ответ руководства муниципалитетов на запрос о предприятиях-экспортёрах в их вотчинах. Поучаствовать в информировании предпринимателей, организовать какие-то круглые столы, чтобы донести известия об открывающихся перспективах, власти на местах тоже не стремятся. В итоге специалисты минэконома ищут организации, буквально вручную перелопачивая списки из таможни и проверяя, забайкальское ли предприятие провозило товар через границу. Затем им приходится обзванивать каждого и рассылать «письма счастья» с предложениями попытаться получить господдержку. Несмотря на возникающие трудности, настроен минэконом оптимистично. На сегодняшний день уже 11 предприятий, занимающихся поставками за рубеж, подтвердили свою готовность поучаствовать, и поиски ещё продолжаются.

Министерство сельского хозяйства тоже делает робкие попытки «подтянуть» к проекту сельхозпредприятия, но оценить возможность участия забайкальских аграриев не берётся и ждёт, пока будут хоть какие-то данные. Ведь в этой части проект не проработан абсолютно – неизвестны, собственно, критерии, по которым будут отбираться предприятия, так что как готовиться – пока не очень понятно. Минэконом, например, предлагает делать это «исходя из потребностей», чтобы потом, если что, переделать базу, подогнав под озвученные стандарты. А вот минсельхоз предпочитает выжидать, чтобы писать сразу набело.  Дело в том, что, и в том, и в другом случае помощь выглядит одинаково. Предприятия, занимающиеся зарубежными поставками, готовят свои рабочие программы на общероссийский конкурс. Те организации, чьи работы получат высочайшее одобрение, смогут рассчитывать на государственную поддержку. И вот насколько наши  программы будут конкурентоспособны на общероссийском уровне – вопрос открытый и анализу пока не подлежит. Так что чья стратегия окажется правильней – неизвестно.

Есть и ещё один нюанс, вызывающий вопросы к проекту. Деньги предприятиям будут выделять очень точечно, на конкретные цели. Например, на компенсации части затрат на перевозку грузов или мелиорацию сельхозугодий. Казалось бы, неплохо, только вот эти меры не решают основных проблем, с которыми сталкиваются забайкальские предприниматели. В частности, например, сельское хозяйство в крае страдает от того, что нет зернохранилищ, которые позволили бы сберегать урожай до момента его экспортирования, но на эти цели проект финансирования не предусматривает. То есть по факту вместо комплексного ремонта всей цепочки государство укрепляет отдельные звенья. А «провисающих» моментов остаётся слишком много, чтобы система работала и развивалась. В итоге помощь, которую обещает проект, выглядит весьма поверхностно.

Оценивая ситуацию в целом, можно сказать, что пока вопросов к нему больше, чем ответов. Очевидно только, что если разработчики не учтут региональных реалий и не внесут изменений даже на текущем этапе, какого-то космического эффекта и бешеного роста экспорта в Забайкалье ожидать преждевременно. Однако внушает слабую надежду то, что время ещё есть. Сейчас наши министерства, курирующие направления проекта, вроде как «плотно взаимодействуют» со своими федеральными коллегами по спорным вопросам. До нынешнего времени взаимодействие выходило, прямо скажем, так себе. Особо к ним в верхах не прислушивались. Неубедительно как-то выходило у наших чиновников. Изменится ли ситуация сейчас – время покажет.

КОММЕНТАРИЕВ: 7
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1070948
    Веселая "урапатриотическая" статейка.Надо развивать экспорт ,а найти предприятия районы и не могут.Вот беда!С лупой искали?А может просто все развалили и их просто нет?!Почему автор в приоритете перед промышленностью ставит очереди кэмелов на МАПП Забайкальска.Весьма странный взгляд.
    Наше сельское хозяйство не может даже край обеспечивать свой и мы пьем молоко с соседних регионов,потребляем привозные яица и т.д..Единственно спасибо мелкособственникам бурятам за мясо.Хоть оно настоящее ,а не соевое привозное.Так может и его экспортировать,а самим есть сою из Китая?
    Повторяется история с Российской Империей,где с 1880 года голод на селе был год,через год,а склады ломились зерном при этом на экспорт.Вокруг мрут люди от голода ,как мухи,а зерно ожидает отправки на экспорт,"чтобы великую Россию признали лидером по экспорту"....
    Ответить
    4
    0
  • 1070749
    Несколько лет назад обратился в крайстат с официальной просьбой - предоставить данные по забайкальским предприятиям, использующим в производстве муку :) В ответе было одно предприятие, где-то в Могойтуе. Нет здесь никакого учета!!!
    Ответить
    3
    0
  • 1070704
    Пока живёте по законам российской федерации, забайкалье будет банкротом, будут присылать врио в колонию фед.центра.
    Ответить
    2
    0
  • 1070591
    1. Как же так получилось, что за много лет разговоров ни министрерство экономики, ни министерство так называемого международного сотрудничества не определились с экспортерами и экспортными товарами!?
    2. Поэтому нет надежды на то, что они имеют представление о направлениях развития экспорта.
    3. Сырьевая направленность экспорта края не зависит от желания властей края, так как все активы принадлежат, как минимум, Москве.
    4. Есть ли данные у этих министерств о состоянии внешней торговли края на настоящий момент?

    Вопросов куча. Кто сможет ответить? Ясно, что Осипов не очень представляет как это разгребать.
    Ответить
    3
    0
  • 1070558
    А че, мы за.
    Ответить
    1
    0
  • 1070555
    От прихода Осипова ждали серьезных изменений в Забайкалье, пока же все что мы видим это какие то фейки, вся старая ждановская команда развалившая Забайкалье на месте, кроме Кулакова. Надежды тают как дым, а к губернаторским выборам ничего не останется
    Ответить
    8
    1
    • 1070751
      Забайкальцы - народ наивный. Они "ждут серьёзных изменений" от прихода каждого нового... И уж совсем забавно - большинство забайкальцев до сих пор верят (!!!) что они кого-то выбирают :) :) :)
      Ответить
      8
      0