Тарифное бремя

Максим Макаров / Экономика, 12:00, 6 января /
Тарифное бремя
Источник фото: vseojkh.ru

На исходе 2018-го стало известно, что жителей Забайкалья ждёт незначительное повышение тарифа на тепло в будущем году. Причём будет оно проходить в два этапа – зимой и летом. Если смотреть на ситуацию объективно, то такое нововведение не сильно отразится на простых потребителях. Однако для людей, занимающихся малым и средним бизнесом, подобные перемены обернутся серьёзным увеличением затрат. О том, поможет ли нынешнее руководство региона избежать предпринимателям этой незавидной участи и почему тарифы у нас в крае растут как на дрожжах, выясняла «Экстра».  

Двойное повышение

          Проблема повышения тарифов на тепловую энергию является актуальной для местного бизнес-сообщества, начиная с конца 2015 года. Тогда РСТ Забайкальского края одобрило повышение тарифа на тепло ТГК-14 на три года. Так, в 2016 году тариф для бюджетных учреждений и юридических лиц официально подскочил на 35% (на деле суммы в платёжках выросли на 300-800% – авт.), а в 2017 году было запланировано повысить их до 43%. Подобное делалось якобы для того, чтобы компенсировать поставщику тепла выпадающие доходы. Однако в конечном итоге столь хищнические поборы из-за массовых возмущений властям пришлось урезать: с 1 января 2017-го рост тарифа снизили с 35% до 7,1%. Эта цифра тоже не пришлась по вкусу предпринимателям. В довесок ко всему в некоторых районах края ситуация изменилась только на бумаге. Конечно, оптимальным вариантом в сложившихся обстоятельствах для наших бизнесменов было бы привести тариф за тепло к уровню среднего по Сибирскому федеральному округу (у нас плата за 1 гигакалорию для юрлиц составляет 1 тысячу 916 рублей, в то время как по СФО этот показатель равен в среднем 1 тысячи 400 рублям), чтобы он не бил никому по карману. Увы, ни власть имущие, ни тем более представители монополиста на такие шаги не пошли: первым была не нужна лишняя головная боль, а вторым подобное попросту экономически было невыгодно. В 2018-ом рост тарифа на тепло был снижен до 6,2%. Казалось, что ответственные лица, наконец, опомнились и пусть немного, но стали учитывать интересы бизнеса. На деле же все эти меры по снижению тарифа в большей степени являлись иллюзорными, поскольку вопреки действующему законодательству, ресурсники считали потреблённую тепловую энергию не по прибору учёта, а по нормативу. Жертвами такого подхода в первую очередь становились предприниматели, имеющие в своей собственности нежилые помещения в многоквартирных домах. Переплата для них была огромной.

         В преддверии же 2019-го и вовсе начало создаваться впечатление, что вся эта череда «повышений-снижений» делалась с единственной целью – усыпить бдительность предпринимателей, дав им надежду на благоприятный исход. А потом, когда те расслабятся и примут тарифную политику  вкупе с пресловутой платой по нормативу как данность, начать вновь постепенно повышать планку цен на тепло, прикрываясь формулировкой: «Незначительный рост». Наглядным тому подтверждением, например, служит недавнее заявление заместителя руководителя РСТ Марины Поповой о том, что её ведомство приняло решение увеличить расценки за теплоэнергию дважды в будущем году. По её словам, рост в январе составит 1,7%. Мол, это обусловлено повышением ставки НДС (налог на добавленную стоимость в будущем году увеличится с 18 до 20% –  авт.). А с 1 июля тариф возрастёт ещё на 2,9%.

         – Что касается январского тарифа, то он будет устанавливаться для регулируемых организаций, оказывающих коммунальные услуги населению и находящихся на общей системе налогообложения. Таким образом, рост тарифов с 1 января 2019-го компенсирует повышение ставки налога на добавленную стоимость для организаций, действующих в рамках этой системы. При этом отмечу, что летнее повышение тарифов в случае объективной необходимости –  отключение объектов, доведение размера оплаты труда до МРОТ, ликвидация перекрёстного субсидирования и рост цен на топливно-энергетические ресурсы – может быть и больше. Однако предусмотрена величина предельно допустимого отклонения роста платы граждан – 3,2%, – сообщила Попова.

         В теории, скорее всего, цены бы задрали ещё выше, если  бы в процесс не вмешался врио губернатора Забайкальского края Александр Осипов. По его поручению РСТ провела тщательную проверку тарифных заявок и исключила непроизводственные затраты из тарифов.

Губернатор против монополиста

         Как ни крути, но не всё в этой истории с тарифами так печально. Например, в конце 2018-го руководство нашего региона решило создать план работы по снижению тарифов на тепло. Ответственными за его разработку были назначены министр территориального развития Забайкалья Виктор Паздников и руководитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию Евгения Батуева. До 1-го марта 2019 года они должны сформировать целый ряд мер, которые бы позволили переломить ситуацию в лучшую сторону, а именно снизить стоимость тепловой энергии для потребителей региона при условии обеспечения баланса интересов населения, бизнеса и теплоснабжающих организаций. Что из себя будут представлять эти меры, пока сложно сказать. Но, возможно, если брать во внимание последнее интервью Осипова информационному агентству «РИА новости», они будут преимущественно касаться модернизации мощностей на предприятиях, принадлежащих ресурсникам. Для этого им станет оказываться господдержка. 

         – Существует два уровня решения проблемы, связанной с тарифами на тепло.  Один из них краткосрочный – это сегодня принимать обоснованные тарифные решения, исключать все факторы ускоренного роста тарифов, – заявил Осипов в интервью изданию. – Второй – более длительный: это изменять те условия, которые приводят к более высокому уровню тарифов в Забайкалье, чем в других регионах. По первому мы просто  внимательно следим за тем, с чем обращаются к нам тарифно-регулируемые компании, насколько обоснованы их запросы по росту тарифов. И, естественно, принимаем все меры для того, чтобы этот рост сдерживать. Что же касается второго уровня, то здесь, думаю, стоит для начала подробно озвучить факторы, которые влияют на установление тарифа. У нас край не газифицирован, более того, мощности, которые у нас построены, например, по когенерации – там, где идёт одновременное производство и электроэнергии, и тепла – эти объекты построены, например, в 1936, в 1961 году. Поэтому понятно, что они по топливной, энергетической эффективности не соответствуют современным требованиям и нормам. Естественно, это приводит к завышенной стоимости. По этой части мы тоже будем ориентировать компании, не позволять им поднимать тарифы. С другой стороны – мы будем принимать решения о том, как можно модернизировать мощности их предприятий или построить новые, чтобы в долгосрочном периоде эту проблему закрыть. Отмечу, что ранее ресурсные организации уже обращались к нам с просьбой поднять тарифы на тепло «с достаточно высокими значениями», но мы приняли решение, что рост будет только в пределах, безусловно, необходимого – с 1 января на 1,7 процентов.

         От себя добавим, что сейчас ТГК-14 получают львиную долю финансовых средств на модернизацию устаревших мощностей за счёт реализации своей инвестиционной программы. Однако на практике этих денег вечно не хватает. Интересный факт: экономист Евгений Касьянов не раз уже озвучивал своё мнение в СМИ о том, что ресурсники постоянно укрупняют данную программу, в том числе и за счёт повышения тарифов на теплоэнергию. В результате происходит банальное изъятие дополнительных денежных средств у населения. При этом монополист не предъявляет нормальной отчётности по исполнению этой программы ни РСТ, ни законодательному собранию. В связи с этим непонятно, насколько всё это оправданно с экономической точки зрения, какие суммы там по итогу фигурируют и на что они распределяются в дальнейшем. Также экономист полагает, что многие из заявлений представителей вышеупомянутой компании о плохом состоянии их мощностей, в частности, теплосетей, являются необоснованными: «Например, они говорят,  что большинство сетей имеют практически 100-процентный износ, но в действительности это не так. Если бы такое происходило на самом деле, то Ростехнадзор запретил бы их давно эксплуатировать. В каждом подобном случае имеет место восстановительный ремонт, отчасти покрывший этот износ. Но о нём монополист предпочитает замалчивать, чтобы проиндексировать тариф».

КОММЕНТАРИЕВ: 2
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1067747
    Точно точно.. понаписали много букав, а по факту было - 42 р. за горячую воду, столо - 63 р.
    Ответить
    2
    1
  • 1067597
    Воды тут поналили, суть одна и очередной вброс против ТГК. Так можно написать про любую более или менее крупную организацию. Цены на топливо только в гору ростут, на транспортировку тоже, на уголь тоже, на материал тоже, ремонты надо проводить, НДС подняли. Правящие верхи петлю туже затянули, а мы ноем, что мылом плохо намазано.
    Ответить
    5
    4