По диким степям Забайкалья

Алеся Малинина / Общество, 15:00, 9 декабря 2018 /
По диким степям Забайкалья
Источник фото: altesmedia.ru

О том, что Забайкалье в перспективе – рай для туристов, говорят давно и громко. Всё обещается, что вот-вот потекут молочные реки международного туризма с кисельными берегами туризма внутреннего. Однако пока что-то не видать обещанного изобилия, не торопятся к нам богатые гости любоваться местными красотами. Коих, к слову, хватает. Так в чём причина этакой оказии и есть ли действительная перспектива развития у туристической отрасли в нашем крае?

Планы и схемы

Вопросами развития инфраструктуры туризма в Восточном Забайкалье начали заниматься аж в 1983 году. В то время была подготовлена «Перспективная схема развития туризма Читинской области». Дальше планов, впрочем, дело не пошло. В печально известные 90-е, разумеется, все эти схемы отправились манулу под хвост. К началу нулевых о забайкальском туризме снова вспомнили и опять разработали документ с красивым названием «Концепция развития туризма в Читинской области». Концепция эта предусматривала развитие гостиничного комплекса и транспортной инфраструктуры, индустрии сувениров, восстановления курортно-санаторного комплекса и разработки схемы рационального размещения строительства крупнейших туристических объектов. Воистину наполеоновские планы. С тех пор каждые 2-3 года сочиняются и утверждаются всё новые и новые схемы, концепции, планы. В последнее десятилетие, в частности, это обзывается «целевыми программами». Сейчас вот действует очередное трёхлетнее мероприятие, сроком с 2018 по 2020 год. В общем, тема перспективности развития туризма в нашем крае не сходит с уст. К сожалению, в буквальном смысле не сходит – так на устах и остаётся.

Местная экзотика

А ведь нам действительно есть, что показать. Вариантов отдыха просто огромное количество – есть чем порадовать любителей классического туризма – добро пожаловать с рюкзаками и палатками в леса и горы, чтобы любоваться потрясающими видами. Найдут, где зарядиться адреналином, «экстремальщики» - есть все возможности для рафтинга и скалолазания. Разработана масса конных и велосипедных маршрутов. Не счесть памятников исторического и культурного наследия – это и декабристы, и древние городища гуннов, и Кондуйский городок - поселение эпохи Чингисхана. Поклонники этнографического туризма тоже найдут, чем заняться – можно побывать в поселении «семейских», например, или познакомиться с бытом и культурой эвенков. В крае несколько прекрасных национальных парков и заповедников – Алханай и «Даурский», например. Есть и уникальные вещи, достойные стать брендом – скажем, то же цветение багульника  ничем не хуже цветения сакуры в Японии, ежегодно собирающей толпы народа, а наш красавец-манул может создать достойную конкуренцию распиаренному амурскому тигру. Туристы любят массовые мероприятия – их есть у нас. Регулярно проводятся разные фестивали – молодёжный туристический слёт на Кодаре, «Семейская круговая» в Красночикойском районе, «Любовь на двух берегах» в Нерчинском, и прочие, и прочие.

Это далеко не полный перечень того, чем может похвастаться Забайкалье, перечислять можно очень долго. В других странах  или даже некоторых других регионах нашей страны хватило бы даже одной из этих достопримечательностей, чтобы обеспечить полноценный и регулярный поток туристов. У нас же, к сожалению, большей частью этих возможностей не пользуются даже сами забайкальцы, не говоря уже о гостях из других регионов и стран.

Восточный сосед

Есть у края и ещё один плюс, о котором не устают напоминать «перспективщики». Это наше приграничное положение. Конечно, европейцам да американцам ехать к нам далековато, а вот соседям-китайцам сам Конфуций велел забегать на огонёк. Тем более

что есть для них отдельный эксклюзив – как известно, в Китае очень увлекаются историей коммунизма в целом и путём великого Мао Цзедуна в частности. И здесь нам есть, чем порадовать китайского гостя. Специально для них в Чите и Забайкальске недавно организованы «красные комнаты». По следам не нашумевших «оттенков серого», а как раз великого Мао, посещавшего наш край в далёкие советские времена. Экспозиции уже сейчас вызывают довольно пристальный интерес, так что идею «красного туризма» есть куда развивать. Имеются в поездке именно в Забайкалье и другие привлекательные для китайского туриста моменты – быстро, удобно, недорого. Можно, к примеру, за короткий срок и скромную по китайским меркам сумму посетить сразу две страны – заехать в Монголию и восхититься тамошним местным колоритом. А можно смотаться по-соседски, буквально на день-другой поглазеть на достопримечательности и заодно закупиться местными товарами, некоторые категории которых для китайцев по соотношению цена-качество весьма привлекательны. Такие короткие шоп-туры в Поднебесной тоже многие уважают.

И всё же, несмотря на все эти плюсы, сказать, что международный туризм в крае, хотя бы по китайскому направлению, процветает, увы, нельзя. Из более чем 2 миллионов китайских туристов, посетивших Россию в 2018 году, на долю Забайкалья пришлось едва ли 50 тысяч. Причём половина – те самые «однодневки», а значит, наши красоты по-прежнему остаются недооценёнными в глазах восточных соседей.

А ларчик просто открывался

Причины, по которым туристы наш замечательный край упорно игнорируют, лежат на поверхности. Как обычно, в первую очередь, всё упирается в деньги. Да, когда речь идёт о туризме, во всём мире, в России в том числе, привлекают частные инвестиции. Но в нашем крае такая система практически не работает, поскольку предполагает всё-таки софинансирование государственного и частного капитала. А государство сильно тратиться не желает. На развитие туризма в 2018 году край получил совершенно смехотворную сумму – 5 миллионов рублей на всё про всё. И за это ещё нужно в ножки поклониться, так как в предыдущие годы и вовсе ни рубля не выделялось. В будущем году и эти крохи ещё урежут – предварительный лимит забайкальского туризма на 2019 год – 4 миллиона 350 тысяч рублей. Этих денег едва хватает на то, чтобы хоть как-то поддерживать местные школьные экскурсии внутри края, да немного подкидывать на фестивали, ни о каком развитии речи не идёт.

Да и какое может быть развитие, когда о нас  просто не знают. В европейской части России при упоминании Читы порой переспрашивают: «Что-что? Чечня?». Или того хуже, вспомнят о нашем регионе исключительно как о каторжном крае. Привлекательности в глазах потенциальных российских туристов такая «популярность», согласитесь, не добавляет. Что уж говорить о людях, живущих ещё западнее. Про Байкал знают все, а вот про Забайкалье и его достопримечательности и слыхом не слыхивали. При имеющемся же финансировании тот поток пиара, который мы можем себе позволить - листовочки, чудом доезжающие до общероссийских и международных слётов и фестивалей, посвящённых туризму. Но это полбеды. Главное последствие нехватки средств – у нас просто отсутствует как класс соответствующая инфраструктура. Нет приличных гостиниц вблизи достопримечательностей, нет квалифицированных гидов, владеющих языками. Нет системного подхода к организации самих туров. Да что там, до большей части наших диковинок просто невозможно нормально добраться - нет даже дорог. Турист нынче избалован, он готов платить деньги за экзотику, но ему подавай комфорт и безопасность. Экзотика в наличии, а вот со всем остальным выходит промашечка.

К слову о комфорте – одной из важных причин, по которым именно китайские туристы к нам не едут, жители Поднебесной называют чудовищные задержки на таможенном посту МАПП «Забайкальск». Понятно, что силами краевого бюджета эту проблему не решить – нужны федеральные вливания, но, как показала практика последнего времени, и их можно добиться, если хорошо попросить – грамотно составить заявку, следить за её продвижением, вовремя подавать документы на вхождение  в различные федеральные программы. Рычагов давления на самом деле немало.

Вот и получается, что, казалось бы, основа есть, так что говорят о перспективах вроде бы и не зря. Но пока о них только говорят, причём это тянется на протяжении десятилетий. И вот как раз стремления перестать переписывать одни и те же планы и схемы и перейти от слов к делу, пока не видать. Как не видать нам, видимо, в ближайшее время и развития туризма в Забайкалье. Так что перспектива у нас пока оставаться медвежьим углом и белым пятном на карте.

КОММЕНТАРИЕВ: 9
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1059330
    Здесь погода на любителя. Не всем нравится. Не выдержим конкуренции.
    Ответить
    1
    0
  • 1059284
    Перспективный турист у нас один - китайский. Работать над созданием дестинаций (комплексных территориальных туристских продуктов) необходимо с крупными китайскими туристскими компаниями, т.е. под интересы заказчика туров. По принципу "чего изволите". Число компаний в сфере въездного туризма должно вырасти в сотни раз. Туризм не частная инициатива, а элемент федеральной государственной политики. Кстати туризм даже не включен в перечень эффективных специализаций экономической деятельности нашего региона в проекте стратегии пространственного развития (в отличие от всех сопредельных регионов).
    Ответить
  • 1059217
    Хватит уже витать в облаках по поводу массового туризма в Забайкалье. Нет его, и обозримом будующем его не будет. Не экзотикой единой жив современный турист.
    Да и геграфически край расположен неудачно. Из центра удобнее, выгоднее и привлекательнее ездить в Крым, Сочи или Турцию. Из Сибири проще на Байкал или Алтай. У приморцев под боком Японское и Желтое моря. Про инфраструктуру туризма в крае говорить и вовсе не приходится, т.к. ее попросту нет. Ну, поглазеет турист на манула или какой нибудь памятник, а дальше что? Был этой осенью в Красной Поляне. Сервис на любой кошелек и вкус, все на международном уровне. Забайкалье же по возращению показалось эдаким оборвышем, бомжом. Вдоль дороги горельник да вырубки, номер в заштатной гостинице по цене едва ли не люкса в Москве, билет на самолет из Москвы по цене как до Нью-Йорка, цены в магазинах дороже московских... И перспективы лишь в мечтах(((
    Ответить
    5
    0
  • 1059216
    Непонятная статья. Как же перейти от слов к делу? Действительно парадокс - все-то у нас есть, но почему-то никто не пользуется. Очень поверхностные выводы.
    Ответить
    1
    0
  • 1058553
    Программа по развитию туризма в Забайкалье рассыплется как снежный ком из-за высоких цен на авиабилеты. Из-за высокого их уровня путевка станет недоступна большинству Россиян. Лучше слетают в Питер, Москву,Карелию или на Байкал.. Да мало ли красивых мест в России . И по цене демократичнее.. Не поедут люди , не поедут..
    Ответить
    9
    1
  • 1058463
    Каждый кулик свое болото хвалит. Да есть, что показать. Но зачем же перебарщивать. Ну например, багульник (рододендрон) вовсе не такой уж и бренд. Растет от Алтая до Приморья. И на Дальнем Востоке кстати чуть другой вид - гораздо шикарнее и крупнее, а цветет также весной. Манул - а вы его в природе хоть раз видели? Да и живет он также по всей Центральной Азии. Про исторические памятники, так вообще загнули.. Их у нас в СОТНИ раз меньше, чем где-нибудь на западе. Есть конечно... Ну и приграничное положение - что тут особенного? Тем более китайцы могут посмотреть на "Россию" не пересекая границы - в Маньчжурии вот тебе и русские домики и русская выпечка и все что хочешь. Матрешки и те в Китае делают и нам в качестве сувениров привозят :)
    Ответить
    11
    3
    • 1058498
      Природу можно показывать в любой стране, даже в Сахаре. Главное грамотно подойти. А у нас обходят стороной. А есть что раскрутить.
      Ответить
      6
      4
      • 1059014
        Макавеевский застенок восстановить. Все проводить в режиме реального времени. Потянутся туристы.
        Ответить
        3
        0
        • 1059287
          Да сразу все одиннадцать застенков восстановить и принудительно туристов загонять.....(хи-хи)
          Ответить