Тотальная «заморозка»

Анета Абрамченко / Авто, 12:00, 1 декабря /
Тотальная «заморозка»
Источник фото: avtogbo.com

В прошлом номере нашей газеты в статье « Полцарства за бензин» мы говорили о том, кто виноват в сложившейся проблеме с нехваткой и повышением цен на ГСМ. Но знание причины ещё не говорит о том, что ситуацию можно разрешить по мановению волшебной палочки. Впрочем, некоторые шаги правительство РФ (а как мы знаем кардинально решить проблему можно только на федеральном уровне) всё же предприняло. Однако ситуацию это не просто не решило, а накалило только сильнее.

Взаимные обвинения

Бензин начал активно дорожать с начала прошлого года. Причина была проста – за границу продавать выгоднее, и нефтяники ринулись за длинной деньгой. Чтобы решить эту проблему, правительством России было принято решение: обязать вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) заморозить розничную цену на топливо. Что и было сделано, однако оптовая цена осталась на том же уровне, и если крупные нефтяники на своих заправках могли позволить себе торговать в убыток, то независимые АЗС не могли поступить точно так же. Отсюда и резкий перекос в ценах на рынке топлива. Естественно, что потребителю всё равно, кто там какую прибыль недополучает, да и плевать на экономику в целом – ему важно получить товар или услугу по приемлемой цене. На заправках «Роснефти» в нашем регионе образовались «километровые очереди», и естественно, что топливо начало хватать не всем. К слову, такая ситуация не только в нашем крае, но и в целом по стране. И в принципе логично, что то, что тяжело доставать, начинает стоить в разы дороже. Тогда правительство страны пошло ещё на одну заморозку, на этот раз оптовых цен. Получается, что крупные компании, которые подписали договор с правительством, теперь загнаны в рамки – продавать конкурентам топливо по высокой цене они не могут. Казалось бы, после этого должно начаться тотальное снижение стоимости на всех заправках без исключения, однако этого не происходит. Закономерный вопрос – почему?

Представители независимых АЗС Забайкалья напирают всё на ту же нехватку топлива. Дескать, если его не получается купить на «Роснефти», то приходится заходить на биржу, а там далеко не все компании подписали соглашение о заморозке цен. Всё равно получается, что тем, кто не успел закупиться у поставщиков, заморозивших цены, приходится переплачивать. Проблемой для предпринимателей с отдалённых районов становится и расстояние – ближайшие от нас города, где можно закупить ГСМ – Ангарск и Иркутск. Везти оттуда топливо в тот же Краснокаменск дорого, в итоге бензин на выходе получается «золотым». Эта одна сторона медали. Со стороны же ВИНКов всё выглядит несколько иначе. Так глава «Роснефти» Игорь Сечин в своём интервью «Коммерсант FM» заявил, что  независимые АЗС занимаются манипулированием цен на рынке.

 - У нас сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже вертикально интегрированные компании в соответствии с антимонопольным законодательством вынуждены подстраиваться. Но мы сейчас с этим будем разбираться очень серьёзно, - заявил Сечин.

Впрочем, это уже не первый случай, когда представители ВИНКов свешивают собак на независимые АЗС. Истина, как водится, где-то посередине. Однако пока «большие дяди» ведут топливные войны, что остаётся нам, простым забайкальцам, которые попали между молотом и наковальней?

Новая монополия?

Новый закон о заморозке действительно поможет снизить цены на ГСМ, по крайней мере ФАС уже призвал несколько независимых АЗС снизить стоимость топлива на своих заправках. Но даже не смотря на это, цена всё равно будет разниться у «Роснефти» и других компаний, а, как уже говорилось выше, топлива на всех не хватает. Решением могло бы стать увеличение количества автозаправок «Роснефти» в регионе (на данный момент их всего 6) или заход на территорию другого ВИНКа, который бы также держал низкие цены, при этом создавая конкуренцию «Роснефти». Но заманить к нам нового крупного игрока на рынке нефтепродуктов пока невозможно – сложная логистика отпугивает потенциальные компании. «Роснефть» также не спешит увеличивать своё присутствие – видимо, считая, что овчинка выделки не стоит.  Однако даже призрачная возможность расширения сети «Роснефти» вызывает обеспокоенность у местных предпринимателей. Независимые АЗС считают, что тем самым будет создана монополия на рынке, которая рано или поздно выдавит их оттуда. Врио губернатора придерживается на этот счёт другого мнения.

- Мы за здоровую конкуренцию в любом секторе экономики. Нам надо делать всё для снижения цен. Если найдутся компании-инвесторы, которые решат построить в Забайкалье дополнительные заправочные сети, особенно в удалённых районах края, мы готовы оказать помощь: предоставить на льготных условиях землю, организовать проектную поддержку, - сказал Александр Осипов.

Впрочем, паниковать независимым АЗС и радоваться простым забайкальцам пока не приходится, из желающих отправиться в отдалённые уголки нашего региона очередь пока не выстраивается. Но если такое всё-таки случится, уже понятно, на чьей стороне будет местная власть.

Не панацея

Вроде бы ситуация ясна и понятна – заморозка топлива, может быть, не сразу должна будет облегчить жизнь простым гражданам. Или всё-таки нет? Когда 7 июня текущего года во время прямой линии с президентом России Владимиром Путиным встал вопрос о резком повышении цен на ГСМ, глава государства пообещал принять меры  и даже озвучил, какие именно. Со своей стороны ВИНКи «гонят» топливо не только за границу, но и наполняют внутренний рынок, а также замораживают розничные цены. А государство, со своей стороны, компенсирует им выпадающие доходы и в текущем году не повышает акцизы. Но на носу 1 января, и договорённость  о не повышении акцизов, как вы понимаете, больше не работает. С начала года они вырастут на дизельное топливо на 2,7 тысяч рублей и на бензин 3,7 тысяч за тонну. Об этом ещё в августе заявил РБК вице-премьер Дмитрий Козак. Но, по его словам, данные действия не повлияют на повышение цен для граждан – у государства есть механизмы сдерживания цен, которые оно намерено применить. Будет ли это так на самом дел,  покажет время, но помимо этого с начала года должна вырасти ставка НДС с 18 до 20%. О механизмах регулирования этой составляющей цены вице-премьер ничего не сказал. Логично предположить, что в итоге это выльется повышением цен на ГСМ. Но даже если мы вдруг наденем розовые очки и представим, что и на это у правительства будет свой ответ, не стоит забывать о том, что все меры, которые принимаются сейчас для сдерживания цены на топливо, продлятся до марта. О том, как будет развиваться ситуация дальше – неизвестно. Тут сразу стоит напомнить о том, что весна для нашего края  - это не только начало посевной, но и время пожаров. И хотя суммы на борьбу с последними сейчас выделяются весьма приличные, большую их часть как раз может «сожрать» дорогое топливо. Это если смотреть на масштабные мероприятия, но есть и вполне «земные заботы» - стоимость товаров напрямую зависит от цен на ГСМ. Не получится ли так, что нынешняя заморозка- это мёртвому припарка, не решающая проблему в целом.

Экономист Евгений Касьянов поделился с корреспондентом Заб.ру мнением, что  якобы «заморозка» цен на бензин не ведет к существенному удешевлению топлива.

- Корень проблемы - в очень простом ответе на этот вопрос. Он состоит в том, что 70% стоимости топлива- это налоги и сборы. Если бы правительство захотело иметь действительно реальные цены на топливо, иметь дешёвое топливо, не надо было никаких воплей, не надо было никаких соглашений, не надо было криков про федеральную антимонопольную службу. Ничего этого не надо было. Просто достаточно было снизить налоги на топливо и всё, - считает Касьянов.

КОММЕНТАРИЕВ: 3
Даты по убыванию
  • Даты по убыванию
  • Даты по возрастанию

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.
  • 1055088
    кому врут зачем врут
    Ответить
    3
    0
  • 1054917
    Корень проблемы в последнем абзаце
    Ответить
    10
    0
  • 1054914
    эта заморозка очередной лохотрон перед выборами для снижения недовольства населения единороссами и президентом с олигархами а потом цены вновь рванут галопом ведь бюджет надо наполнять разворованный....
    Ответить
    13
    0