Театр уж полон

Алеся Малинина / Общество, 16:00, 8 ноября
Театр уж полон

В последнее время тема детской и подростковой преступности становится всё более актуальной. Отовсюду то и дело слышатся новые и новые сообщения о страшных преступлениях, совершённых несовершеннолетними. Озаботилось этой проблемой и наше региональное Министерство образования, решив посвятить ей очередное краевое родительское собрание. Однако по сложившейся традиции  хотели как лучше, а получилось как всегда. Давайте посмотрим, где прокололись уважаемые чиновники от образования, и есть ли вообще смысл в подобных мероприятиях  или это пустая трата времени.

Бить тревогу

Для нашего края проблема подростковой преступности стоит особенно остро. Удельный вес правонарушений, совершённых несовершеннолетними, в Забайкалье в 2 раза выше, чем в среднем по России. Это, в общем-то, говорит нам о том, что работа «на упреждение» ведётся у нас из рук вон плохо. Впору бить тревогу! В этой непростой ситуации вполне логичным выглядит желание наладить хоть какое-то взаимодействие между родителями и школой, попытаться объединить их усилия в борьбе за наших детей. Именно этой благородной цели и должно было послужить краевое родительское собрание, прошедшее в Чите 27 октября. Мероприятие это очень масштабное – в этот раз собрались более 500 человек со всех районов края. Большинство, конечно, в добровольно-принудительном порядке. Ответственные лица, разумеется, уверяли, что никого «силком не загоняли», но высказывания присутствующих говорили об обратном. Впрочем, был бы толк.

По задумке организаторов, родители и педагоги вместе с приглашёнными специалистами должны были обсудить общие причины и конкретные ситуации, поделиться опытом и рекомендациями, наметить пути и способы профилактики противоправного поведения подростков. К сожалению, сказать, что эта задумка удалась хотя бы наполовину, нельзя. Возможно, это субъективное мнение автора этих строк, и кто-то из присутствующих на том собрании, не говоря уже об организаторах, с ним не согласится. В официальном отчёте и вовсе, наверняка, всё шоколадно. Поэтому, дабы утверждение это не выглядело голословным, давайте по пунктам разберём, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

О плюсах замолвите слово

Положительные моменты были, и их нельзя не упомянуть. В первую очередь, порадовала попытка организовать какой-никакой интерактивный формат – участникам собрания давали высказаться по ходу дела, а не просто вещали со сцены про то, как космические корабли бороздят Большой театр. Была организована своеобразная «Горячая линия» - присутствующие могли присылать свои вопросы по смс, а ответ на них должны были найти всем миром с помощью приглашённых специалистов. Хочется порадоваться, что в процессе заседания дело-таки дошло до конкретики – обсуждались реальные ситуации, а не мутные абстракции. Пару раз даже прозвучали чёткие и вменяемые рекомендации, в ответ на запрос «Что делать, если». Стоит отметить, что некоторые из приглашённых специалистов продемонстрировали, что они действительно профессионалы своего дела. Одна из них - ведущая основной части собрания, Елена Черепанова, доцент кафедры педагогики и психологии Института развития образования края.

На этом, в общем-то, плюсы заканчиваются. Хорошо, что они есть, плохо то, что это лишь проблески в общей массе, и на каждый плюс есть свой минус, а то и несколько.

Кто здесь враг таинственный

Много вопросов вызывает то, что организация профилактики детской преступности зачастую возложена на плечи людей, которые видят причины этой преступности довольно своеобразно. Несмотря на то, что причины эти в целом изучены и лежат, как правило, в области психологии отношений, то есть взаимодействия ребёнка с семьёй и обществом, многие умудряются «нырнуть поглубже». К заявлениям о том, что во всём виноват проклятущий компьютер, и вот в наше-то время дети песок ели и были румяны и послушны, не то, что сейчас, все давно привыкли. Казалось бы, уж специалисты-то должны понимать,  что дело отнюдь не в техническом прогрессе. Но нет, через всё собрание рефреном шла мысль о том, что гаджеты – зло, и если запретить их вовсе, сразу великолепная жизнь настанет. Удобненько, конечно, было бы, но, увы, так это не работает. Уж сколько раз твердили миру, что нужно разговаривать, а не запрещать.

Кроме того, причину по традиции находили в «обезбоживании». Приглашённый активный общественник, по совместительству священник, много и со вкусом рассуждал о том, что человек, не видя над собой Бога, немедленно «оскотинивается» и начинает творить непотребства, поскольку «нарушается вертикаль». Присутствующие внимали, соглашаясь, видимо, с тем, что разумное, доброе, вечное подростку можно только вбить под угрозой геенны огненной, но не донести с помощью диалога. Вера и духовные ценности сами по себе – это прекрасно, а вот декларативное утверждение, что непременно должно бояться кого-то наверху, иначе пойдешь в разнос – уже не очень.

Пресловутая «вертикаль» была помянута и специалистом центра семьи, которая тоже очень ратовала за то, что человек над собой палку видеть должен  и понимать, кто тут главный.

- Когда мы ругаем президента, губернатора и власти, тем самым мы подаём безнравственный пример нашим детям, - бескомпромиссно заявила она

Страшно подумать, до чего могут дойти такие специалисты под лозунгом заботы о детях. Тоска по жёсткой руке и стремление «закрутить гайки» видны невооружённым глазом. Только вот с рекомендациями не давить, а выстраивать доверительные отношения с ребёнком, в первую очередь слушать и слышать его, эта позиция «вертикалистов» согласуется с трудом.

В процессе обсуждения  нет-нет  да и высказывались задетые за живое работники школ, особенно  когда речь заходила о внеклассной занятости  как эффективном способе профилактики. Говорили о том, что нет бесплатных кружков и секций, что дополнительное образование не финансируется, что элементарно спортзалы ремонта требуют, негде и не на что заниматься с детьми. Но о проблемах, требующих конкретных действий, чиновникам говорить не хотелось. В ответ учителям посоветовали не жаловаться, а «спросить себя, что сделал я, чтоб в моей школе без ремонта и бесплатных секций не было правонарушений». Отличный совет, что и говорить. Впрочем, министр образования края Андрей Томских и вовсе сообщил, что ремонты и секции ни к чему  и даже вредны.

- Мы можем насытить школы секциями и материальной базой, но тогда потеряется родительская функция, - объяснил он.

Ну вот, слава вертикали, после этих слов стало понятно, что это государство так заботится о нас, неразумных, укрепляет внутрисемейные связи путём ухудшения условий в школах. Это, разумеется, поспособствует снижению подростковой преступности самым прямым образом.

И вот эти любопытные, но лишённые какого-либо конструктива выступления  заняли около 70% всего времени собрания. На действительно полезные вещи времени просто не осталось – обсудить вопросы с «Горячей линии» так и не успели, за

исключением буквально двух. Говорили и говорили, переливая из пустого в порожнее по кругу. Крохи ценной информации утонули в потоках развесистых рассуждений. Театральное представление  вместо продуктивной работы. Отмечали это и сами участники, некоторые прямо говорили о том, что вместо навязанных обсуждений стоило бы уделить внимание прямой работе с детьми. Ну а кто-то выразил своё отношение к целесообразности происходящего делом - к концу собрания битком набитый изначально зал опустел как минимум наполовину.

Подвести итог мероприятию хотелось бы словами одной из присутствующих.

- Мы можем собираться сколько угодно – сказала работник одной из читинских школ, - заседать бесконечно можно, но пора бы уже что-то делать!

Добавить нечего.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования
Время модерации комментариев – с 08:00 до 24:00 (по местному времени). Поступившие в иные часы будут обработаны в начале рабочего дня.