По счётчику, а не по счетам

Анета Абрамченко / Экономика, 09:56, 12 января
По счётчику, а не по счетам

Тарифы на теплоснабжение в столице Забайкалья часто становятся предметом обсуждения как в бизнес-сообществе, так и у рядовых обывателей. Крупнейшая в регионе ресурсоснабжающая компания ТГК-14 с помощью Региональной службы по тарифам, очевидно, устанавливает цену на тепло сообразно своим интересам, а читинские потребители вынуждены платить по счетам, не имея альтернативы. Самый верный способ законно снизить затраты на отопление – поставить приборы учёта. Но и в этом случае за справедливую цену придётся ещё побороться. О том, какие барьеры возникают при попытке установить внутридомовые счётчики на тепло, кто их устанавливает и почему всё это стоит пройти – в нашем следующем материале.

Предприниматель, который победил

Проблема высоких тарифов на ЖКХ стала одной из причин, толкнувших читинских предпринимателей на митинг. Среди требований – пересмотреть стоимость услуг ТГК-14 для юридических лиц, потому что вкупе с другими платежами они делают бизнес в крае фактически невыгодным. Пока о выполнении или хотя бы реакции на эти требования говорить рано, поэтому предприниматели ищут другие способы сэкономить законно. К примеру, установить счётчики тепла на свои объекты.

Правда, чтобы оборудовать помещения приборами учёта, как выяснилось, одного желания мало. Так, один читинский предприниматель столкнулся с ситуацией, когда в установке счётчиков ему отказали в управляющей компании. Причина отказа проста – ветхое состояние коммуникаций. Конечно, ситуацию можно было исправить, проведя капитальный ремонт сетей теплоснабжения, а это уже совершенно иные затраты, ничего общего с экономией не имеющие. Кроме того, по словам предпринимателя, заключения об изношенности инженерных сетей оказались преувеличенными.

– Ситуация с приборами учёта, которые должны служить на благо потребителей и ресурсоснабжающих организаций, сложилась в городе и крае весьма странная. Если в новостройках их установка производится в силу требований федерального закона «Об энергосбережении», то в старых многоквартирных домах шансов на установку теплового счётчика почти нет. Целью закона «Об энергосбережении» является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Но жителям Забайкальского края известно, что выполнять требования данного закона монополисту ПАО «ТГК-14», поставляющему тепловую энергию, не всегда выгодно. Гораздо проще начислять всем собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах плату по нормативу, в результате чего она многократно выше, – говорит представитель предпринимателя.

После того, как независимые эксперты провели оценку состояния тепловых коммуникаций, выяснилось, что управляющая компания отказала предпринимателю незаконно. Защищать свои права на установку счётчика ему пришлось в судебном порядке. Арбитражный суд Забайкальского края 7 декабря 2017 года вынес решение об удовлетворении исковых требований предпринимателя к управляющей компании ООО «УК Домоуправление №6», обязав её установить общедомовой прибор учёта тепловой энергии. В ходе рассмотрения дела отказ УК был признан необоснованным и незаконным.

Подобные ситуации в Чите и крае случаются повсеместно. Так кому же невыгодны приборы учёта? Тут можно обратить внимание на данные, опубликованные на сайте ПАО «ТГК-14». Согласно им, за счёт изменения порядка расчётов – с оплаты по счётчикам на оплату по нормативу, а также в связи с увеличением тарифа на тепло, прибыль компании возросла многократно. Управляющая компания – ООО УК «Домоуправление №6» – в Арбитражном суде была категорически против установки общедомового прибора учёта тепла, хотя это позволило бы сократить расходы на тепло. Есть ли здесь чей-то корыстный интерес – судить не нам, но выводы сами собой напрашиваются.

Когда счётчик помог

Не обходят стороной подобные ситуации и рядовых горожан. Чаще всего управляющие компании требуют от своих клиентов полной замены коммуникаций за свой счёт. Суммы, конечно, сравнительно небольшие – от 3 до 5 тысяч рублей с прописанного в квартире жильца, но для семейного бюджета ощутимые. Правда, если приборы учёта установлены – разница в платежах за коммунальные услуги становится видна сразу. Это минимум тысяча рублей экономии в зависимости от стратегии работы управляющих компаний.

Случается и так, что показания счётчиков становятся единственным способом доказать отсутствие задолженности перед ресурсоснабжающей организацией. Особенно, когда дело касается так называемых писем счастья от ТГК-14. Напомним, что так в народе называют счета за отопление, которые рассылаются потребителям в декабре. Там указывается сумма, которую, по мнению энергетиков, собственники жилья не доплатили за год. В том случае, когда оплата осуществляется по нормативу, доказать неоправданность дополнительной платы практически невозможно. Однако если дом оборудован поверенными приборами учёта – это не только не составит труда, но и даст собственникам жилья повод для судебных разбирательств.

Один из последних подобных случаев с «письмами счастья» от ТГК-14 произошёл в конце 2017 года в Улан-Удэ. Как известно, предприятие снабжает ресурсами и Бурятию. Дом по адресу: улица Жердева, 98, находится на обслуживании ТСЖ «Уютный двор» и оборудован теплосчётчиком, с которого периодически снимались показания. Когда его жители получили счета с требованиями доплатить, они обратились в ТСЖ. Там подняли архивы показаний счётчиков и выяснили, что жители дома ничего не должны. Более того, оказалось, что в целом за зиму 2016 года дом потребил тепла меньше, чем в предыдущий аналогичный период, поэтому следовало наоборот уменьшать платежи, а не выплачивать какие-то доплаты.

– Мы написали соответствующее письмо в ТГК-14, где изложили все данные теплосчётчика и расчёты по действительному теплопотреблению. Однако ответа так и не дождались. Тогда мы подали жалобу в управление муниципальной жилищной инспекции, которое начало проверку. По её результатам инспекция вынесла решение о необходимости уменьшения платежей в адрес ТГК-14 на сумму в 386 тысяч рублей, – рассказал руководитель ТСЖ «Уютный двор» Геннадий Бадмаев.

В предписании указывалось, что со стороны ТГК-14 был «неверно определён объём тепловой энергии, использованной на предоставление коммунальной услуги по отоплению собственникам помещений». Пока шли разбирательства, выяснилось, что ТГК-14 неправомерно доначислила 202 тысячи рублей. В итоге, компания по данному дому должна вернуть людям 588 тысяч рублей. Затем, по словам жильцов дома, ТГК-14 попыталась через суд оспорить решение управления муниципальной жилищной инспекции. Однако когда началось рассмотрение иска по существу, энергокомпания внезапно отказалась от иска. Собственники жилья же считают, что компания просто пытается всячески оттягивать время, чтобы как можно дольше не признавать свои долги перед жителями.

Никто кроме нас

Некоторые управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, чтобы не устанавливать приборы учёта тепла, пользуются лазейкой в законодательстве – составляют акты о невозможности установки прибора учёта из-за необходимости капитального ремонта. Во многих многоквартирных домах состояние инженерных сетей и правда оставляет желать лучшего, но в каждом случае решение об установке такого прибора должно приниматься отдельно. Подтвердить факт непригодности инженерных сетей и бесплатно составить акт могут только те самые заинтересованные лица – управляющая компания и поставщик тепла. Но как мы видим из примеров выше, делать этого они не спешат. Можно, конечно, в случае отказа вызвать независимых экспертов, но данное решение влетит в копеечку. Но лучше один раз

заплатить, чем потом ежегодно платить всё новую и новую дань поставщикам тепла. Таким образом, в случае с установкой приборов учёта как никогда верна фраза: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Правовое поле позволяет собственникам жилья – и частникам, и юридическим лицам защитить своё право и платить меньше. Нужно только не бояться и действовать.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Закрыть
Вы отвечаете на комментарий №
captcha Введите число, изображенное на рисунке
Правила комментирования